Сторис и селфис

Кажется, скоро даже в микроволновках будут Stories, которые будут автоматически отправлять подписчикам фото того, что пользователь сегодня ел.

Сначала появился Snapchat с его сторис – фото и несколько секундными видео с наложением текста и эмоджи, которые автоматически удаляются через 24 часа. Затем функцию подхватили Instagram, Twitter, Facebook, Whatsapp…

Вот как объясняется в одной статье, зачем нужны сторис:

В официальном описании Instagram сказано, что новая функция нужна для обмена не очень важной информацией о повседневной жизни.

Все те домашние или недостаточно хорошие фото, которые вы постеснялись выкладывать, больше не будут просто занимать память. Вы сможете поделиться ими с друзьями, не рискуя нарваться на упрёки: рассказы не захламляют ленту, они ненавязчивы и просмотреть их может лишь тот, кто захочет.

Это же маразм.

Кому нужна ваша “не очень важная информация о повседневной жизни”, когда людям едва хватает времени переварить важную или отличить правду от fake news? Кто вам сказал, что ваша жизнь интересна кому-то еще, кроме ваших родных и 3-5 близких друзей? Вы знаменитость? Откуда у вас это маниакальное желание транслировать каждый свой шаг? Неужели кто-то думает, что “исчезающие через сутки фото” нельзя сохранить, а значит можно постить всякую херню или голые фото? Тошнит от “достаточно хороших фото” ног, маникюров, селфи, еды, закатов, фильтров с собачьими ушами и цветочными венками, чтобы еще терпеть “недостаточно хорошие”.

Ну а если серьезно, то любое фото, слитое в соцсети, содержит метаданные и может сообщить очень много информации об авторе, даже если его самого нет на фотографии.

В одном из последних эпизодов Note To Self, специалисту по анализу данных Андреасу Вейгенду дали три селфи, и он легко выяснил, где они были сделаны, когда, кем, на какой аппарат. Он даже нашел аккаунты авторов фото в соцсетях. А с такой информацией легко узнать место жительства, работы и маршрут передвижений человека.

Чтение фотографий – важный навык в расследовательской журналистике (я тоже так умею). Намного хуже то, что все, что мы размещаем в соцсетях, активно используют мобильные операторы, компании, полиция, мошенники, спецслужбы и куча разных сайтов и приложений.

Вейгенд не говорит, что нужно становиться параноиком и отказываться от смартфонов или перестать постить фотографии в соцсети. Каждый должен знать о последствиях и принимать осознанное решение: хотите ли вы, чтобы определенная информация о вас была общеизвестна.

Мне кажется, каждому пользователю соцсетей нужна внутренняя мантра под названием “Я сильно преувеличиваю степень своей интересности миру, но иногда мне есть, чем поделиться”.

У меня нет инстаграма, снэпчата, я не публикую сторис из повседневной жизни, даже когда занимаюсь чем-то очень интересным, а на скучную жизнь я не жалуюсь. Но время от времени я делюсь личными фото в фэйсбуке, и перед этим задаю себе три вопроса:

1. Интересная, красивая или оригинальная ли это фотография?
2. Какова цель фотографии?
3. Нужно ли людям знать, где я, с кем я, что делаю?

Например. Фотография ног на пляже только, чтобы дать всем знать, что отдыхаю – нет. Статичная фотография Эйфелевой башни или Айи Софии, снятая на мобильный телефон, коих миллионы в интернете – нет. 100500е селфи с одинакового ракурса и одинаковым выражением лица – нет. Фотография паспорта с билетами в аэропорту – нет. Смотрите, я пью кофе в “Старбаксе” – нет. Вот 15 секунд, как я иду по городу – нет. И так далее.

А вот из недавнего, что я выкладывала:

Эмоциональное селфи с другом, который приехал ко мне в гости в Сараево, и с которым мы давно не виделись. В те выходные мы сделали много фотографий вместе в разных местах и изначально не планировали ничего постить, но потом нам очень понравилось это фото. У нас много общих друзей в фэйсбуке, которые были рады увидеть нас вместе.

Монумент партизанам Второй мировой войны в Национальном парке Сутеска в Боснии и Герцеговине. Это незаполненное туристами место, и там мало кто бывал. Фотография самого памятника не передавала его массивности, фотография в полный рост рядом с памятником была бессмысленна, а руки друга, на мой взгляд, добавили немного личного.

Сирийский завтрак в Стамбуле с друзьями. Фото в движении, а не просто фото стола или позирование “сидим за столом, обнявшись, и смотрим в камеру”. Да и мало кому известно, как выглядит сирийский традиционный завтрак.

Но больше всего не публиковать в соцсети что попало мне помогает мысль “Потом скину”, потому что главное – переждать первичный дикий приступ. Потом либо неактуально, либо лень, либо понимаешь, что фото и не особо стоящее, либо скидываешь самым близким лично.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s